Арктический Вызов: НОВОСТИ

The Economist о перспективах Северного морского пути

На днях в британском еженедельнике The Economist вышел материал о перспективах арктического судоходства. Йеменские хуситы заметно осложнили навигацию в Красном море, а значит – использование Суэцкого канала. Практически одновременно другая проблема возникла с Панамским каналом – он обмелел из-за засухи, и объемы перевозок через него сократились на 30 процентов с конца прошлого года. На этом фоне заманчивыми выглядят перспективы использования трех арктических маршрутов – Северного морского пути (вдоль арктического побережья России), Трансполярного морского пути (из Атлантики или с северной оконечности Скандинавии через высокоширотный Северный Ледовитый океан до Берингова пролива) и Северо-Западного прохода (из Атлантики между Гренландией и Канадой, сквозь островную часть этой страны, вдоль северного побережья Аляски в Берингов пролив). Более активной эксплуатации этих маршрутов может поспособствовать таяние арктических льдов, что неизбежно облегчит судоходство в Северном Ледовитом океане. Однако на сегодняшний день все три маршрута не в состоянии справиться с растущими объемами перевозок. Если в 2022 году через Суэц прошло более 23 тысяч судов, а через Панамский канал – 14 тысяч, то арктическими путями воспользовалось менее 1700 судов. К тому же навигация по Трансполярному пути и даже через Северо-Западный проход требует тяжелых ледоколов. Плохая погода также осложняет плавание в Арктике. Вместе с тем из всех трех путей наиболее оптимистичная картина, по признанию The Economist, складывается с Северным морским путем. С 2014 года по 2022 год объемы торговли, осуществляемой по данному маршруту, возросли более чем в 7,5 раз, а к 2035 году Россия намерена увеличить через него грузоперевозки в 10 раз по сравнению с объемами 2022 года. Далее в материале идут дежурные пассажи о «геополитической напряженности» в Арктике и «экологической обеспокоенности» в связи с намерением сделать более интенсивной навигацию через Северный Ледовитый океан – факторах, которые осложняют судоходство в этом регионе. Вместе с тем из материала совершено явно следует, что из всех трех арктических маршрутов наиболее выгодным и разработанным является наш Северный морской путь. Данное обстоятельство – важнейшая причина (наряду с шельфом) вероятных попыток Запада пересмотреть имеющийся на сегодняшний день территориальный суверенитет в Арктике.